Статьи
«Быть или не быть справедливости в пенсионном обеспечении».
Автор: адвокат Ибрагимов Шерзод Алишерович
Исходя из того, что затронутый вопрос непосредственно касается всех лиц пенсионного возраста, в том числе и меня как пенсионера в будущем, Я, Ш.Ибрагимов, как физическое лицо, обратился в Кабинет Министров Республики Узбекистан, с заявлением устранить противоречия между пунктом 159 Положения «О порядке назначения и выплаты государственных пенсий» принятого постановлением Правительства Республики Узбекистан от 13 октября 2022 года № 592 и Законом Республики Узбекистан «О государственном пенсионном обеспечении граждан».

Однако, на моё обращение от 11 февраля 2025 года мне ответ не поступил до сих пор (08 августа 2025 года). Согласно статье 19 Закона Республики Узбекистан «Об обращениях физических и юридических лиц», заявление или жалоба рассматривается в течение пятнадцати дней со дня поступления в государственный орган, который обязан разрешить вопрос по существу, а когда требуется дополнительное изучение и (или) проверка, запрос дополнительных документов — в срок до одного месяца. В тех случаях, когда для рассмотрения заявлений и жалоб необходимо проведение проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, сроки их рассмотрения могут быть в порядке исключения продлены руководителем соответствующего государственного органа, но не более чем на один месяц, с сообщением об этом обращающемуся. Таким образом, по состоянию на 08 августа 2025 года, со стороны должностных лиц Кабинета Министров Республики Узбекистан был нарушен пятнадцати дневный срок рассмотрения заявления физического лица, указанный в статье 19 Закона Республики Узбекистан «Об обращениях физических и юридических лиц» и не были приняты меры по устранению противоречий между принятыми нормативно-правовыми актами.

Единственным возможным решением защитить мои нарушенные права (и одновременно нарушенные права всех пенсионеров и будущих пенсионеров Узбекистана) стало обращение в административный суд со следующими процессуальными требованиями: бездействие должностных лиц Кабинета Министров Республики Узбекистан не уведомивших заявителя о принятых мерах по устранению противоречий между принятыми нормативно-правовыми актами (Законом Республики Узбекистан «О государственном пенсионном обеспечении граждан» и пунктом 159 Положения «О порядке назначения и выплаты государственных пенсий» принятого постановлением Правительства Республики Узбекистан от 13 октября 2022 года № 592) признать незаконным; обязать должностных лиц Кабинета Министров Республики Узбекистан в 10-ти дневный срок принять предусмотренные законом меры.

Решением Ташкентского межрайонного административного суда от 28 мая 2025 года по делу № 5-1001-2511/555 в удовлетворении заявления отказано. Двумя постановлениями административного суда города Ташкента: апелляционной инстанции от 09 июля 2025 года и ревизионной инстанции от 08 августа 2025 года, решение суда 1-ой инстанции от 28 мая 2025 года оставлено без изменения.
Административные суды указали, что: «Аризачи ушбу ҳолатда юқоридаги Қонуннинг эски таҳриридаги 19-моддасида белгиланган ўн беш кунлик муддатни назарда тутган. Аризачига Бюджетдан ташқари пенсия жамғармаси томонидан 26.02.2025 йилда 03/67-01-37/313-сон хат билан мазкур масалада батафсил тушунтириш берилган. Хусусан, юқорида кўрсатилган Низомнинг 159-моддасига киритилган ўзгартириш барча вазирлик ва идоралар билан белгиланган тартибда келишилганлиги, ушбу норма Қонуннинг 55 ва 62-моддасида белгиланган норма билан боғлиқ эмаслиги тушунтирилган». Конечно, с доводами административных судов нельзя согласиться, так как оспариваются действия должностных лиц государственного органа в рамках статьи 24 Закона Республики Узбекистан «Об обращениях физических и юридических лиц» (новая редакция), а не части третьей статьи 53 Закона Республики Узбекистан «О нормативно-правовых актах».

То есть обращения, поступившие в государственный орган, организацию или их должностным лицам рассматриваются этим органом, организацией или должностными лицами, на которые возложены обязанности по рассмотрению обращений; в нашем случае внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве экономики и финансов никак не может внести изменения и дополнения в нормативно-правовые акты Правительства Республики Узбекистан; соответственно, не может внебюджетный Пенсионный фонд и рассмотреть моё обращение по существу! Таким образом, действующие судьи административных судов (первой, апелляционной, ревизионной инстанций) рассмотревшие административное дело № 5-1001-2511/555 никак не рассматривают себя в качестве будущих пенсионеров, или они убеждены в том, что по назначении им государственных пенсий, они не будут выезжать за пределы Узбекистана на срок более чем три месяца; а пенсии у судейского корпуса, очень и очень немаленькие! Грустно осозновать, что в нашем правовом государстве и сильном демократическом обществе есть о чём задуматься уважаемые читатели: пенсионеры и будущие пенсионеры!

Примечание: со всеми принятыми судебными актами можно ознакомится на сайте Верховного суда Республики Узбекистан my.sud.uz.

Автор: адвокат Ибрагимов Шерзод Алишерович
advokat.uz@gmail.com
+998903277613